Глядя на яркие или, наоборот, лаконично-серые кинетические объекты Mononoke, которые приходят в движение от любого потока воздуха, сложно понять, из чего они состоят. За созданием мобилей стоит не только творческая составляющая, но и долгий поиск подходящих материалов, который привел художницу Алису Рыжкову к вторсырью — по сути, мусору, который, как оказалось, можно превратить в украшение интерьера.

В творчество Алиса пришла из совсем другой сферы — как водится, для того, чтобы найти «свое» дело, нужно время. Она получила дополнительное образование как дизайнер интерьеров, а потом пришла к работе руками. «Мне стало интересно создание объемов. Просто нравится придумывать форму и воплощать ее. Это не всегда что-то уникальное, просто интересно пробовать», — говорит она о первых шагах в скульптуре.

Кинетические скульптуры оказались отличным балансом между декоративностью и эстетикой: «Во время беременности мне захотелось украсить дом. О мобилях Колдера (Александр Колдер — американский скульптор, известный в первую очередь созданием подвижных скульптур-мобилей. — Esquire) я, конечно, к тому моменту уже знала, и мне хотелось переложить эту идею на более детско-интерьерный лад. Но в то же время, чтоб они продолжали нести эстетическую ценность и не были из войлока». Среди других референсов художницы были работы Жана Арпа, Анри Матисса, Константина Бранкузи, Чарльза и Рэй Имзов, а еще природные формы.

Но главной задачей было подобрать подходящие материалы для воплощения легкой формы. Алиса экспериментировала с фанерой и пластиком, но в процессе работы задумалась об экологической составляющей творческого процесса: «Мне не хотелось добавлять мусора на без того загрязненную планету». Поэтому последовали первые домашние попытки переплавлять пластик, а потом — знакомство с дизайнером и основательницей лаборатории по разработке экологичных предметов и материалов zerowaste.lab Буляш Тодаевой, вместе с которой удалось сделать мобили из переработанного АБС-пластика для 3D-печати.

На этом поиск идеального материала не закончился: «АБС-пластик очень красивый, но если тонкий, то хрупкий, и его нельзя резать ножницами, только лазером», — говорит художница. Следующим экспериментом стал полипропилен из крышечек от бутылок и другой тары: это пластик, который маркируется кодом переработки №5, — он не очень пластичный и довольно колкий, но может быть разнообразным по цвету. Одна из недавних больших коллабораций Алисы Рыжковой — с российским брендом косметики Don't Touch My Skin — направлена как раз на работу с полипропиленом из разноцветных баночек из-под косметики: получаются пестрые, яркие, тропические по духу мобили.

Кроме пластика Алиса сейчас работает с полиалюминием — материалом из переработанной упаковки TetraPack. Его производит компания ProEcoPen и делает из него ручки, блокноты и другую канцелярскую продукцию. Как оказалось, из переработанных упаковок можно сделать лист, который легко режется и получается достаточно пластичным для создания лепестков мобилей.

Художница считает, что в России тенденция на экологичный образ жизни сейчас на подъеме и будет только развиваться, хотя пока что большинство покупателей выбирают ее мобили вовсе не из-за материалов. И все же это отличный способ наглядно рассказать аудитории о том, что мусор может стать чем-то новым, полезным и эстетичным.

Как экологично украсить интерьер

Вот на какие идеи, по мнению Алисы, стоит обратить внимание, если хотите совместить экологичность и красоту:

Минимализм и акценты. Лаконичность в декоре позволяет интерьеру не только выглядеть аккуратно, но и воздержаться от импульсивных покупок и не «захламлять» пространство. Достаточно одного или нескольких акцентных объектов: «Это предметы, которые притягивают взгляд, становясь акцентом, создавая эффект музея». Это могут быть скульптуры, статуэтки, необычная керамика, крупные вазы — главное, чтобы они оставались единичными вкраплениями в минимализм.

Мебель из переработанных материалов. Сейчас все больше компаний экспериментируют со вторсырьем — это может быть переработанный пластик, картон, папье-маше. Можно приобрести пару цветастых стульев или зеркало в объемной декоративной раме — такие предметы не только послужат акцентом, но и будут функциональны.

Винтажные и антикварные предметы интерьера. Самый экологичный (и к тому же нередко существующий в единственном экземпляре) декор — предметы из прошлого. Конечно, тут тоже важно не перестараться: не нужно менять всю мебель на антиквариат или гарнитуры эпохи модернизма, но комплект утонченных винтажных фужеров, старинный стул с резной спинкой или лаконичный журнальный столик родом из шестидесятых добавят пространству уникальности.