Модный бренд — это не только одежда, которую он выпускает, но и некоторая комплексная эстетика, и дизайнеры стремятся показать ее с разных сторон — через коллаборации или релизы чего-то кроме предметов гардероба. И в последнее время все больше марок смотрят в сторону керамики.

Так, самое свежее пополнение в рядах керамистов — Saint Laurent: креативный директор бренда Энтони Ваккарелло привлек Матильду Мартин — мастера по работе с каменной массой (это тоже глина, но другой структуры, которая требует более высокотемпературного обжига) — для создания коллекции ваз и тарелок, посвященных садам Мажорель в Марокко, где сейчас находится музей модного дома.

  • Коллекция керамики Saint Laurent
    Коллекция керамики Saint Laurent

Коллекцию керамики выпускал и Симон Порт Жакмюс: совместная коллекция с актрисой и керамисткой Дафной Леон состояла из тарелок с объемными керамическими овощами и фруктами в лучших традициях французской пасторали. Еще несколько лет назад керамикой занялась Анн Демельмейстер — бельгийский дизайнер из знаменитой «антверпенской шестерки», которая покинула собственный бренд Ann Demeulemeester и решила оставить моду ради работы за гончарным кругом. Российские марки интерес к керамике тоже не обошел стороной: WOS выпустили тарелки совместно с художницей Светланой Мамонтовой и ее студией Lota Lota. По задумке дизайнера Андрея Артемова это было логичное продолжение открытия собственного пространства — первого офлайн-магазина московской марки.

Керамическая тарелка Jaquemus
Керамическая тарелка Jacquemus

Дизайнер Джонатан Андерсон уже несколько лет регулярно проводит Loewe Craft Prize — премию для ремесленников, в рамках которой поддерживает разные направления ручного мастерства, и нередко это именно керамика. Вообще у Loewe нередко выходят коллекции, которые задействуют работу мастеров, и недавно в рамках линии Weaves бренд показал объекты, соединяющие в себе гончарное дело и плетение.

Коллекция Loewe Weaves
Коллекция Loewe Weaves

И все же главным показателем того, что явление становится массовым трендом, сейчас стоит считать популярность в соцсетях. Цифры впечатляют: у хештега #pottrey (гончарное дело) в TikTok сейчас 3,8 миллиарда просмотров, а у #ceramics (керамика) — 1,9 миллиарда. В Instagram эти показатели скромнее, но все равно внушительные — 11,7 миллиона и 14,6 миллиона публикаций по хештегам соответственно.

Юный тиктокер-гончар Дакс Ньюман стал популярным год назад: он выкладывал видео о том, как работает за гончарным кругом, обжигает и глазирует изделия, делает проточку, и собрал почти 4 миллиона подписчиков, а сейчас их уже почти 6 миллионов. Теперь Дакс выкладывает больше обучающих видео, в которых наглядно показывает приемы гончарного мастерства.

Двигатель всеобщего интереса к керамике очевиден — это пандемия. Тут сходится сразу несколько факторов: интерес к обустройству интерьера, желание делать что-то своими руками, а также способность лепки и гончарного дела снимать стресс (известно, что работа с глиной способствует расслаблению и эффективна в составе комплексной терапии при лечении депрессии).

При этом керамика — это отнюдь не новое веяние, ставшее популярным в один момент, а древнее ремесло, нагруженное аллегориями. На днях в Москве установили скульптуру швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4» — огромную металлическую копию куска размятой глины. Сам художник объясняет ее смысл как воплощение творческого начала: это материал, из которого вот-вот родится что-то новое. Глина неспроста служит древнейшим символом творчества и творения: этнограф и историк религии Джеймс Джордж Фрэзер обнаружил, что в мифах народов со всех частей света, от Океании до Аляски, есть сюжет про сотворение человека из глины.

«Большая глина №4» Урса Фишера на фоне ГЭС-2 в Москве rukhletskiy / Instagram
«Большая глина №4» Урса Фишера на фоне ГЭС-2 в Москве

Но даже если абстрагироваться от отсылок ко многим пластам культурных смыслов, работа с глиной — это и приятное, успокаивающее хобби, и способ создать предметы ручной работы, но полезные в быту. Как и вязание, гончарное мастерство оказалось созвучно запросу аудитории на замедление, расслабление, отказ от массовости и однообразия в пользу уникальных вещей с историей. И да, керамика — это просто красиво.