T

Убийственно, но со вкусом. Эволюция стиля и сценических образов Фредди Меркьюри

I dress to kill, but tastefully. Даже если эту цитату, растиражированную в сочетании с портретом певца на блокнотах и кружках, придумали за него фанаты, лучше сказать о его стиле сложно. Несколько раз переизобретая себя заново за два с лишним десятилетия на сцене, он всегда оставался верным себе. Фредди Меркьюри — это всегда чувственность и много иронии.

Кадр из клипа I’m Going Slightly Mad (1991)

queenonline.com

[1970]

В 1970 году Меркьюри, тогда еще Фаррух «Фредди» Булсара, выпускник художественного колледжа Илинг в Лондоне, вместе с Роджером Тейлором продавал винтажные вещи на Кенсингтонском рынке. Будучи студентом отделения графического дизайна и безумным фанатом Джимми Хендрикса, он профессионально изучал визуальный язык и уже тогда складывал собственное понимание того, какое влияние может оказывать костюм, как он важен для культурного героя.

В начале 1970-х в моду вошли фасоны 1930-х годов, и в самом начале сценической карьеры Меркьюри надевал много винтажных вещей того времени: шелковые блузки, длинные шарфы и приталенные меховые жакеты. Уже тогда сложилась, что называется, ДНК стиля музыканта, в основе которой всегда были телесность и танец. Недаром с самого начала он часто носил танцевальные балетки или выступал босиком. Андрогинность его образа вполне встраивалась в общее настроение времени — в конце концов, на сцене уже были Джаггер и Боуи, но Меркьюри на них не оглядывался, взращивая собственную неповторимость.

С Боуи в те годы, задолго до Under Pressure, Меркьюри неоднократно пересекался. Первый раз они встретились в илингском колледже, где Фредди помогал строить сцену для выступления тогда уже прославившегося Space Oddity музыканта. В книге Марка Блейка Is this the real life. The untold history of Queen Алан Мейр, шотландский музыкант и владелец винтажной лавки, где работал Фредди, вспоминал, как они бесплатно отдали Боуи понравившуюся пару обуви. «Типичный музыкальный бизнес... Продавец Фредди Меркьюри вручает поп-звезде Дэвиду Боуи пару обуви, которую тот не может позволить себе купить».

Фредди в Вест Кеснсингтоне, 1969 год

Mark and Colleen Hayward / Redferns / Getty Imagess



[начало 1970х]

Один из самых иконических образов молодого Меркьюри — белый плиссированный костюм авторства дамы Зандры Роудс, в котором певец впервые выступил на сцене в марте 1974 года, открывая концерты тура Queen II. История создания этого комплекта уже обросла легендами, сама дизайнер рассказывала, что до личного знакомства ничего не знала о творчестве группы и пригласила их в студию во внеурочное время, чтобы они могли сами все посмотреть и свободно подвигаться в костюмах, будто на сцене. Так свадебное платье, вдохновленное рисунками лилий, увиденных Роудс во время поездки в Японию, специально для Фредди было превращено в сатиновый топ с брюками. Роудс лично воссоздала его для фильма «Богемская рапсодия» и призналась, что не ожидала, что тот костюм станет такой важной частью истории.

Фредди в костюме дизайнера Зандры Роудс

Fin Costello/Redferns/Getty Images


Фредди в костюме дизайнера Зандры Роудс

Michael Putland/Getty Images


[1975]

В 1975 году Queen отправились на первые гастроли в Японию. Музыканты не ожидали столь оглушительной популярности среди местных фанатов, а Меркьюри после той поездки раз и навсегда стал поклонником и коллекционером японского декоративного искусства. В 1970-е годы группа не раз выходила на сцену и фотографировалась в ярких кимоно, а Меркьюри сохранил любовь к шелковым халатам до конца жизни. Одно из оригинальных японских кимоно из его коллекции было выставлено в 2020 году в лондонском музее Виктории и Альберта на экспозиции «Кимоно: из Киото на подиум» по соседству с нарядами из клипов Бьорк и Мадонны.

Фредди Меркьюри на концерте в Инглвуде, Калифорния, 1977

Brian McLaughlin/Michael Ochs Archives/Getty Images

<blockquote class="instagram-media" data-instgrm-captioned data-instgrm-permalink="https://www.instagram.com/p/Btbc3juHm-Y/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" data-instgrm-version="13" style=" background:#FFF; border:0; border-radius:3px; box-shadow:0 0 1px 0 rgba(0,0,0,0.5),0 1px 10px 0 rgba(0,0,0,0.15); margin: 1px; max-width:540px; min-width:326px; padding:0; width:99.375%; width:-webkit-calc(100% - 2px); width:calc(100% - 2px);"><div style="padding:16px;"> <a href="https://www.instagram.com/p/Btbc3juHm-Y/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" style=" background:#FFFFFF; line-height:0; padding:0 0; text-align:center; text-decoration:none; width:100%;" target="_blank"> <div style=" display: flex; flex-direction: row; align-items: center;"> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 40px; margin-right: 14px; width: 40px;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: column; flex-grow: 1; justify-content: center;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; margin-bottom: 6px; width: 100px;"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; width: 60px;"></div></div></div><div style="padding: 19% 0;"></div> <div style="display:block; height:50px; margin:0 auto 12px; width:50px;"><svg width="50px" height="50px" viewBox="0 0 60 60" version="1.1" xmlns="https://www.w3.org/2000/svg" xmlns:xlink="https://www.w3.org/1999/xlink"><g stroke="none" stroke-width="1" fill="none" fill-rule="evenodd"><g transform="translate(-511.000000, -20.000000)" fill="#000000"><g><path d="M556.869,30.41 C554.814,30.41 553.148,32.076 553.148,34.131 C553.148,36.186 554.814,37.852 556.869,37.852 C558.924,37.852 560.59,36.186 560.59,34.131 C560.59,32.076 558.924,30.41 556.869,30.41 M541,60.657 C535.114,60.657 530.342,55.887 530.342,50 C530.342,44.114 535.114,39.342 541,39.342 C546.887,39.342 551.658,44.114 551.658,50 C551.658,55.887 546.887,60.657 541,60.657 M541,33.886 C532.1,33.886 524.886,41.1 524.886,50 C524.886,58.899 532.1,66.113 541,66.113 C549.9,66.113 557.115,58.899 557.115,50 C557.115,41.1 549.9,33.886 541,33.886 M565.378,62.101 C565.244,65.022 564.756,66.606 564.346,67.663 C563.803,69.06 563.154,70.057 562.106,71.106 C561.058,72.155 560.06,72.803 558.662,73.347 C557.607,73.757 556.021,74.244 553.102,74.378 C549.944,74.521 548.997,74.552 541,74.552 C533.003,74.552 532.056,74.521 528.898,74.378 C525.979,74.244 524.393,73.757 523.338,73.347 C521.94,72.803 520.942,72.155 519.894,71.106 C518.846,70.057 518.197,69.06 517.654,67.663 C517.244,66.606 516.755,65.022 516.623,62.101 C516.479,58.943 516.448,57.996 516.448,50 C516.448,42.003 516.479,41.056 516.623,37.899 C516.755,34.978 517.244,33.391 517.654,32.338 C518.197,30.938 518.846,29.942 519.894,28.894 C520.942,27.846 521.94,27.196 523.338,26.654 C524.393,26.244 525.979,25.756 528.898,25.623 C532.057,25.479 533.004,25.448 541,25.448 C548.997,25.448 549.943,25.479 553.102,25.623 C556.021,25.756 557.607,26.244 558.662,26.654 C560.06,27.196 561.058,27.846 562.106,28.894 C563.154,29.942 563.803,30.938 564.346,32.338 C564.756,33.391 565.244,34.978 565.378,37.899 C565.522,41.056 565.552,42.003 565.552,50 C565.552,57.996 565.522,58.943 565.378,62.101 M570.82,37.631 C570.674,34.438 570.167,32.258 569.425,30.349 C568.659,28.377 567.633,26.702 565.965,25.035 C564.297,23.368 562.623,22.342 560.652,21.575 C558.743,20.834 556.562,20.326 553.369,20.18 C550.169,20.033 549.148,20 541,20 C532.853,20 531.831,20.033 528.631,20.18 C525.438,20.326 523.257,20.834 521.349,21.575 C519.376,22.342 517.703,23.368 516.035,25.035 C514.368,26.702 513.342,28.377 512.574,30.349 C511.834,32.258 511.326,34.438 511.181,37.631 C511.035,40.831 511,41.851 511,50 C511,58.147 511.035,59.17 511.181,62.369 C511.326,65.562 511.834,67.743 512.574,69.651 C513.342,71.625 514.368,73.296 516.035,74.965 C517.703,76.634 519.376,77.658 521.349,78.425 C523.257,79.167 525.438,79.673 528.631,79.82 C531.831,79.965 532.853,80.001 541,80.001 C549.148,80.001 550.169,79.965 553.369,79.82 C556.562,79.673 558.743,79.167 560.652,78.425 C562.623,77.658 564.297,76.634 565.965,74.965 C567.633,73.296 568.659,71.625 569.425,69.651 C570.167,67.743 570.674,65.562 570.82,62.369 C570.966,59.17 571,58.147 571,50 C571,41.851 570.966,40.831 570.82,37.631"></path></g></g></g></svg></div><div style="padding-top: 8px;"> <div style=" color:#3897f0; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:550; line-height:18px;"> Посмотреть эту публикацию в Instagram</div></div><div style="padding: 12.5% 0;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: row; margin-bottom: 14px; align-items: center;"><div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(0px) translateY(7px);"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; height: 12.5px; transform: rotate(-45deg) translateX(3px) translateY(1px); width: 12.5px; flex-grow: 0; margin-right: 14px; margin-left: 2px;"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(9px) translateY(-18px);"></div></div><div style="margin-left: 8px;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 20px; width: 20px;"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 2px solid transparent; border-left: 6px solid #f4f4f4; border-bottom: 2px solid transparent; transform: translateX(16px) translateY(-4px) rotate(30deg)"></div></div><div style="margin-left: auto;"> <div style=" width: 0px; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-right: 8px solid transparent; transform: translateY(16px);"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; flex-grow: 0; height: 12px; width: 16px; transform: translateY(-4px);"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-left: 8px solid transparent; transform: translateY(-4px) translateX(8px);"></div></div></div> <div style="display: flex; flex-direction: column; flex-grow: 1; justify-content: center; margin-bottom: 24px;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; margin-bottom: 6px; width: 224px;"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; width: 144px;"></div></div></a><p style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; line-height:17px; margin-bottom:0; margin-top:8px; overflow:hidden; padding:8px 0 7px; text-align:center; text-overflow:ellipsis; white-space:nowrap;"><a href="https://www.instagram.com/p/Btbc3juHm-Y/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:normal; line-height:17px; text-decoration:none;" target="_blank">Публикация от Margherita Maccapani Missoni (@mmmargherita)</a></p></div></blockquote> <script async src="//www.instagram.com/embed.js"></script>

Кимоно Фредди Меркьюри на выставке в музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Kyodo News/Legion Media


Из японского турне не менее знамениты фотографии Меркьюри в ярком вязаном кардигане, который все с ходу приписывают Missoni. Однако Маргерита Миссони рассказала, что, как бы им ни хотелось, это не оригинальная вещь, а связанный в стиле бренда кардиган — что только подчеркивает попуялрность модного дома в 1970-е.

[1979]

Любовь Меркьюри к музыкальному театру смогла в полной мере раскрыться, когда его пригласили для благотворительного гала-выступления с Королевским балетом. После двух месяцев тяжелых репетиций Фредди вышел на сцену лондонского театра Колизей перед 2,5-тысячной чопорной аудиторией покровителей Королевского балета в блестящем серебряном трико. Вот как он сам это прокомментировал: «Не вполне Барышников, но неплохо для стареющего новичка. Хотел бы я посмотреть, как это попробуют повторить Мик Джаггер или Род Стюарт!» Роджер Тейлор вспоминал, что это было очень смело и одновременно уморительно смешно.

Концерт в Madison Square Garden

Richard E. Aaron/Redferns/Getty Images


Во второй половине 1970-х Меркьюри чаще всего выступал именно в таких трико с глубоким, ниже пупка, вырезом на груди. Да и помимо декольте трико были настолько обтягивающими, что оставляли немного простора для воображения. Зато немалую интригу среди поклонников вызывали его футболки с принтами. Чаще это были яркие изображения мультгероев, но в конце 1970-х Фредди был неоднократно замечен в футболках с персонажами Tom of Finland на груди. На фанатских форумах и сайтах можно встретить теории, как Меркьюри сначала готовил поклонников к новому образу, прежде чем превратиться в одного из персонажей Tom of Finland самому.

Концерт на стадионе Forum в Инглвуде, Калифорния, 1977

Richard Creamer/Michael Ochs Archives/Getty Images


Фредди Меркьюри берет уроки балета, август 1979

Mark and Colleen Hayward/Getty Images


Фредди на сцене во время концерта в Берлине

ARTCO-Berlin/ullstein/Getty Images


[1980-е]

Видео Crazy Little Thing Called Love явило миру нового Фредди Меркьюри с короткой стрижкой. Образ, как и сама песня, написанная за десять минут в ванной мюнхенского отеля, были вдохновлены Элвисом. Кожаные косухи, разрываемые девушками белые майки, заметно меньше макияжа — хотя фанаты в один голос говорили, что это совсем не похоже на Queen, песня стала первым хитом группы, четыре недели подряд возглавлявшей американский чарт Billboard в 1980 году.

Обложка сингла Фредди Меркьюри Love Kills (1984)

В том же году в Нью-Йорке Меркьюри впервые попал в ночной клуб Mineshaft в Митпэкинг-дистрикт. Помимо вечеринок клуб славился своим строгим дресс-кодом: никаких пальто, спортивных и деловых костюмов, дизайнерских свитеров и категорически никакого парфюма. Из-за строгости этих правил в клуб как-то не пустили Рудольфа Нуреева, зато известно, что помимо завсегдатаев вроде Роберта Мэпплторпа в Mineshaft бывали Райнер Вернер Фассбиндер и Мишель Фуко. В этом царстве даркрумов Фредди заболел эстетикой кожи и металлических шипов.

Фредди Меркьюри во время тура Jazz Tour (1980)

Steve Jennings/WireImage/Getty Images


Подчеркнутая маскулинность, очень короткая стрижка и густые усы — резкая трансформация привела многих поклонников в недоумение и даже ярость. Но Меркьюри гнул свою линию, продолжая метаморфозы совершенно естественно и с большой долей самоиронии — как в выступлении на Rock Montreal в 1981 году, когда он скакал по сцене в одних только белых микрошортах, повязанной на шее косынке и бейсболке местной культовой хоккейной команды Montreal Canadiens.

Ходит много легенд о том, сколько бритв было прислано в студию и брошено под ноги музыкантам на сцену в те годы. Обращаясь к толпе на выступлении, Фредди говорил: «Многие ненавидят мои усы, но мне, если честно, плевать. Это мои усы, и я их оставлю». Усы стали еще гуще ко времени сотрудничества Меркьюри с Джорджо Мородером. На обложке Love Kills волосы на голове и лице музыканта предстали уже в том сформированном виде, в каком пробудут почти до конца 1980-х.

[1984]

Короткая лакированная юбка, чулки на поясе, нежно-розовый топ и черное каре в сочетании с густыми усами и розовой помадой — этот образ стал одним из синонимов поп-культуры 1980-х годов. Забавно, что в Соединенных Штатах, где сегодня Drag Race и ему подобные шоу бьют рекорды просмотров, в 1984 году клип I want to break free был запрещен к показу на телевидении, что сопровождалось скандалами и обвинениями. Сюжет клипа пародировал популярное телешоу Coronation street и в родной Великобритании, как и в Японии, был воспринят на ура.

Помимо кросс-дрессинга Меркьюри появился в клипе в образе Вацлава Нижинского из балета «Послеполуденный образ Фавна», в пятнистом трико, хорошо известном по афишам Леона Бакста. С большой долей самоиронии Фредди вновь облачается в обтягивающее и выступает с Королевским балетом, даже сбривая для единственной сцены фирменные усы. Несколько лет спустя в клипе The Great Pretender он еще раз воссоздаст этот образ наряду с другими, одновременно ностальгически и ужасно шутливо оглядываясь на пройденный путь.

Кадр из клипа I was born to love you (1984)

freddiemercurysolo / Youtube

Концерт на стадионе Wembley в Лондоне (1984)

xR.XKeuntjex FuturexImage/Legion Media


[1985] — концерт Live Aid

Возможно, самый извеcтный наряд певца — светло-голубые джинсы, простая белая майка, кеды и шипованные ремни на поясе и бицепсе. Только ленивый не написал, что этот образ был вдохновлен гей-эстетикой — но, как бы то ни было, такой Фредди Меркьюри нравился (и продолжает нравиться, чего уж там) и мужчинам, и женщинам.

Самый простой, казалось бы, наряд оказался самым сложным для воссоздания в фильме «Богемская рапсодия». Wrangler специально сшили уже давно не выпускаемую модель джинсов, adidas — винтажные боксерские тренировочные кеды. Но самой сложной вещью, как признавался художник по костюмам фильма Джулиан Дэй, стала белая майка-алкоголичка. Ее буквально по милиметрам конструировали вместе с Рами Малеком, чтобы она была такая же, как на концерте, но при этом так же правильно сидела на самом актере.

Выступление на Live Aid (1985)

Photo by Anwar Hussein/Getty Images


Другой самый известный костюм — желтая кожаная куртка авторства художницы Дианы Моусли, которую Фредди надевал с белыми брюками с лампасами. Именно Диана Моусли привнесла в образ певца квазимилитари-мотивы. Сначала в клипе I was born to Love you появился белый костюм, сшитый на манер военного мундира, и наплечный патронташ на традиционно обнаженной груди. После уже были знаменитые военизированные куртки, а также гвардейские мундиры с роскошными эполетами. В одном из таких Меркьюри появился на благотворительном балу Fashion AID и в клипе Living on My Own, а в желтой куртке провел большинство своих последних живых выступлений. Именно в этом образе Фредди Меркьюри оказался запечатлен для памятника в швейцарском Монтрё.

[1986]

Magic стал последним для Меркьюри туром с группой Queen. В финале концертов он выходил на сцену в роскошной, подбитой шелком и искусственными горностаями, мантии и реплике британской короны. В 1980-е годы Queen стали безоговорочными королями стадионного рока, и когда Диана Моусли впервые принесла для примерки тяжеленную мантию, Фредди без слов надел ее поверх халата и пошел дальше.

Концерт во время Magic Tour на стадионе Уэмбли, Лондон (1986)

Suzie Gibbons/Redferns/Getty Images


Концерт в Брюсселе, Бельгия (1986)

Brian Rasic/Getty Images


[1987]

После стольких лет провокаций и насмешек над общественным вкусом в 1987 году Фредди Меркьюри вдруг выходит на сцену в классических смокингах, исполняя давнюю мечту, выступая со своим кумиром, оперной дивой Монсеррат Кабалье.

По словам Кабалье, она была абсолютно очарована Меркьюри и ей очень понравилось быть частью той творческой свободы, которую он ей подарил этим опытом.

Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье (1987)

FG/Bauer-Griffin/Getty Images


Кадры из клипа The Great Pretender (1987)

freddiemercurysolo / Youtube


[1990]

Уже не давая живых выступлений, в последние годы жизни Фредди Меркьюри выпускал всю оставшуюся энергию в звукозаписывающей студии, показываясь зрителям лишь в редких черно-белых клипах. Последние его яркие образы — всклокоченная прическа и шейный платок в I’m going slightly mad и жилет со специально вытканными портретами любимых кошек в These are the days of our lives. Даже когда Фредди совсем плохо себя чувствовал, шоу для него должно было продолжаться: он не отставал от времени (здесь и широкие плечи, и подчеркнуто большие воротнички по последней моде начала 1990-х), смеялся над собой и, главное, пел.

Кадр из клипа I’m Going Slightly Mad (1991)

queenonline.com


Кадр из клипа These Are the Days of Our Lives (1991)

queenonline.com


{"width":1290,"column_width":89,"columns_n":12,"gutter":20,"line":20}
default
true
960
1290
false
false
false
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}