Сникерхеды тоже подводят свои итоги года — например, выбирают лучшую модель. И хотя в 2018 году интересные кроссовки появлялись едва ли не каждую неделю, однозначным чемпионом стала модель Nike React Element 87.

Эти кроссовки попали, кажется, во все медийные и блогерские подборки, причем во мнении на этот раз сошлись как традиционные модные издания вроде американских Esquire и GQ, так и библии новой моды — нишевые медиа, чей вкус заточен под streetwear и знаточество. Например, React Element 87 стали кроссовками года по версии Highsnobiety и Complex. Что еще более показательно, эта модель попала во многие личные подборки экспертов и сотрудников этих медиа — а такие списки обычно сильно отличаются от простых рейтингов лучшего, поскольку они намного сильнее ориентированы на личный вкус составителя. В том же Highsnobiety появились итоги года от основателя издания Дэвида Фишера, креативного коммерческого директора Херберта Хофманна и редактора раздела «Обувь» Криса Данфорта. Эти списки очень разные — но во всех есть React Element 87.

Пройти мимо кроссовок, которые так высоко оценила индустрия, было бы неправильно.

Впервые эту модель, названную в честь франция (87-го элемента периодической таблицы Менделеева), показали летом на парижской неделе моды — в ярких кроссовках Nike ходили модели на показе Undercover, и на них сразу обратили внимание: союз с «большой» модой хорошо продает кроссовки для города уже много лет и будет делать это еще долго, пока человечество в принципе верит в моду и Париж. Следом Nike выпустил обычный, уже не коллаборационный релиз в двух самых универсальных вариантах — белом и черном, и они тоже быстро попали в стрит-стайл подборки. Затем в течение года появилось еще несколько версий.

Почему эти кроссовки всем так понравились? Если собрать резюме хвалебных отзывов, получится следующее.

Во-первых, запоминающийся внешний вид — но без крайностей. Его обеспечила похожая на лунную поверхность с кратерами подошва React и полупрозрачный верх. Получился практически образцовый баланс: с одной стороны, никто не скажет, что это ретро, с другой — не слишком футуристично. Не гипермассивные ugly shoes и не папин вариант из 1980−1990-х, а спокойные современные кроссовки, на которые, как теперь очевидно, у публики есть запрос. React Element 87, особенно в белом варианте, напоминают многие нашумевшие кроссовки последнего времени, но при этом они не такие претенциозные. Прозрачная часть верха, помимо прочего, особенно приглянулась любителям socks game (проще говоря, любителям самовыражаться с помощью небанального выбора носков). По большому счету, носки в сочетании с прозрачным верхом — это доступный и самый простой вариант кастомизации обуви, как значки для одежды или стикеры для ноутбуков. А кастомизацией сегодня одержимы все.

Аргумент второй: технологическая инновация. На самом деле, технические новинки в кроссовках — не то чтобы редкость. Большие спортивные бренды показывают что-то такое довольно стабильно и будут продолжать это делать. Это их главный козырь в борьбе с hi-end брендами традиционной моды, которые годами беззастенчиво копируют знаменитые силуэты коллег и могут позволить себе более смелые эксперименты, на которые спортивные бренды по‑прежнему не решаются (например, выпускать distressed sneakers — как бы состаренные, сильно заношенные кроссовки за бешеные деньги).

Но часто самые впечатляющие инновации, такие как 4D-печать подошвы или самозашнуровывающиеся шнурки, на первых порах оказываются слишком дорогими или сложными для массового рынка. Кроме того, в сегменте модных кроссовок производители чаще уделяют основное внимание разным внешним спецэффектам: необычные для спортивной обуви материалы, деконструкция, супер-принт и так далее. Согласитесь, какой-нибудь Gore-Tex или совершенно новый материал, снижающий нагрузки на стопу — не то, чем большинство людей в первую очередь руководствуются при выборе модной обуви для города — в отличие от обуви для тренировок или походов.

Nike React Element 87 — как раз тот случай, когда удалось поженить утилитарность и новые изобретения с модностью. И на это тут же обратили внимание.

Аргумент третий: это совершенно новые кроссовки. С одной стороны, все любят старые модели с богатой историей. Но другой симптом нашего времени, который расцвел на фоне ретромании, ностальгии и бесконечных переизданий — отчаянная жажда новых моделей. За ней стоит куда более глобальный вопрос, которым одержима современная культура и который касается далеко не только кроссовок, но и кино, музыки и других сфер. Можем ли мы производить что-то новое и интересное или способны только на бесконечные переосмысления и ремейки? Когда брендам удается дать на этот вопрос симпатичный убедительный ответ, их предложение практически обречено на любовь.

Аргумент четвертый: это просто кроссовки, к которым не прикован спонсорским контрактом какой-нибудь рэпер. С одной стороны, коллаборации с музыкантами способны достучаться даже до тех, кто спортивную обувь не любит. Теория социального капитала в действии, именно поэтому они так популярны у брендов. Но, как по этому поводу заметил Highsnobiety, «слишком часто такие коллаборации сводят кроссовки к простому мерчу артиста». У нас для этого тоже есть хорошая поговорка: «Иногда после сладких пирожков тянет на капусту». Которая, вообще-то, тоже хорошая еда.

В итоге получился неплохой список того, чего мы сегодня ждем от модных кроссовок для города.