Криминальная драма Пола Шредера «Американский жиголо» — фильм, после которого Ричард Гир стал по‑настоящему знаменит, женщины принялись сходить по нему с ума, а мужчины — подражать. Но Гир не единственный, чья звезда зажглась на съемочной площадке. Его персонажа одевал Джорджо Армани, тогда еще малоизвестный для американской публики итальянский дизайнер. Кто мог подумать, что он возьмет и навсегда изменит всеобщее представление о тейлоринге, о хорошем костюме и вообще мужском стиле. Разбираемся, в чем заключалась революция, и почему без Ричарда Гира она вряд ли состоялась бы.

«Американский жиголо», 1980
«Американский жиголо», 1980

Главный герой «Американского жиголо» — Джулиан Кей, высококлассный эскорт для богатых дам всех возрастов (и не только дам). «Он самый высокооплачиваемый любовник Беверли-Хиллз. Он заставляет женщин чувствовать себя живее, чем когда бы то ни было, до него. Кроме одной» (речь о героине Лорен Хаттон) — гласит постер фильма. По сюжету до невозможности красивый и успешный Джулиан влюбляется (возможно, впервые в жизни) в жену известного политика и одновременно с этим попадает под подозрение в убийстве одной из своих клиенток. Эти события переворачивают его жизнь с ног на голову. Заканчиваем со спойлерами — теперь про одежду.

«Американский жиголо», 1980
«Американский жиголо», 1980

Поначалу на роль Кея был утвержден Джон Траволта, в ту пору уже снискавший популярность благодаря «Лихорадке субботнего вечера» и «Бриолину». Именно менеджер актера предложил кандидатуру Армани в качестве художника по костюмам. В последний момент Траволта отказался от съемок, и его место занял Ричард. В итоге сшитые для Траволты костюмы пришлось перешивать. Но оно того стоило.

«Американский жиголо», 1980
«Американский жиголо», 1980

«Американский жиголо», 1980
«Американский жиголо», 1980

Перед главным костюмером картины Бернадин Манн и Джорджо Армани стояла задача сделать из Джулиана настоящего франта, одержимого собственным внешним видом. Метросексуальность — важная черта его характера. Гардероб собрали внушительный — в фильме продолжительностью 117 минут Кей переодевается около 20 раз, то есть меняет наряд примерно каждые 6 минут. Для персонажа-мужчины это много. Он тщательно продумывает каждый свой выход. Это прекрасно иллюстрирует сцена, в которой Джулиан составляет комплекты на предстоящую неделю — подбирает к костюмам рубашки и галстуки, попутно демонстрируя богатства своего шкафа.

«Американский жиголо», 1980
«Американский жиголо», 1980

«Американский жиголо», 1980
«Американский жиголо», 1980

В его образе безупречно все — от запонок до туфель (натирать последние до блеска Кей ходит к специально обученному человеку). И все это Giorgio Armani. «Американский жиголо» — это своего рода длинный видео-кампейн бренда, который, говоря на языке маркетинга, обернулся колоссальной конверсией. После премьеры фильма имя Армани раз и навсегда стало синонимом высококлассного тейлоринга. Что именно сделал Джорджо? В первую очередь, он снизил градус чопорности. Его костюмы сшиты мастерски, идеально сидят, но выглядят при этом непринужденно. Нет ощущения напряжения, которое возникает, когда боишься помять что-то хорошо отглаженное.

«Американсккий жиголо», 1980
«Американсккий жиголо», 1980

Суть трюка Армани в том, что он убрал внутреннюю подкладку пиджаков — это позволило сделать их легче и посадить точно по фигуре. Еще, если внимательно приглядеться к гардеробу Кея, можно заметить, что в нем нет сложных тканей (действие разворачивается летом), зато много тонкого трикотажа и в особенности льна. Цветовая гамма тоже далека от привычной на тот момент — темно-синий и черный Армани заменил на бежевый, серый, терракотовый, мятный и хаки, взяв за правило, что пиджак и брюки отнюдь не обязательно должны совпадать по цвету.

«Американский жиголо», 1980
«Американский жиголо», 1980

Важно, что белье у Кея тоже Armani. И тоже, в некотором смысле, революционное. Это сейчас компактными боксерами, в которых Джулиан разгуливает по дому, виснет на турнике и отдыхает у бассейна, никого не удивишь. А на рубеже 1970-х и 1980-х они были в новинку и, можно сказать, предвосхитили дальнейшую историю мужского белья, как бы высокопарно это ни звучало.

«Американский жиголо», 1980
«Американский жиголо», 1980

«Американский жиголо», 1980
«Американский жиголо», 1980

Повседневный гардероб Кея представлен многочисленными льняными и хлопковыми рубашками (как правило, очень эстетично помятыми), джемперами поло и джинсами. Фасон заслуживает особого внимания. Джинсы скроены по образу и подобию брюк (одна из фишек Армани) — высокая линия талии, прямой силуэт, стрелки. Если формальный стиль Джорджо несколько упразднил, то с неформальным поступил ровно наоборот. Вряд ли вы когда-нибудь видели джинсы, которые выглядят опрятнее этих, несмотря на то, что сшиты они из обыкновенного сырого, немного выцветшего, денима.

«Американский жиголо», 1980
«Американский жиголо», 1980

Стиль зиждется не только в том, что мы носим, но и на том, как мы это делаем. Правильная подача одежды в данном случае — заслуга Ричарда Гира. Кого же еще? То, как он небрежно надевает пиджак или накидывает его на плечо, как он завязывает галстук, закатывает рукава, расстегивает рубашку, его походка, жесты — все это подыграло Джорджо Армани. Возможно, если бы кто-то другой первым надел его гениальные костюмы, все сложилось бы иначе. Хорошо, что все вышло так, как вышло. В итоге мы получили красивый фильм и узнали, как минимум о двух талантах — дизайнера и актера. Последнему, кстати сказать, сегодня исполнилось 69.

«Американский жиголо», 1980
«Американский жиголо», 1980