Кто такие «зеты» и сколько времени проводят сети

Поколение Z — по самому популярному мнению, люди от 12 до 24 лет (здесь можно почитать о более корректном разделении на поколения) — в день проводят онлайн около 6 часов 40 минут и используют для интернет-серфинга мобильные телефоны, а вот планшеты и ноутбуки почти канули в небытие. Треть этого времени у молодежи уходит на социальные сети (в зависимости от страны показатель может варьироваться: больше всех в соцсетях сидят филиппинцы — 4 часа 12 минут, а средний показатель по Японии составляет всего 36 минут).

Авторитеты: селебрити, блогеры, инфлюенсеры

Мнение старшего поколения больше не пользуется большим авторитетом у поколения Z. Оно отступает назад перед советами от лидеров мнений — на их примере молодое поколение строит свои личные отношения, жизненные цели и предпочтения. Уровень доверия к их словам у «зетов» высок — около 70% принимают решение о покупке того или иного товара по рекомендациям лидеров мнений в социальных медиа. Как следствие, в 2017 году рынок инфлюенсер-рекламы вырос в 2 раза.

Потребление медиа: любимые платформы

Молодёжь не смотрит телевизор, не слушает радио и редко покупает печатную прессу — соответственно, многие каналы рекламы для них неактуальны. Информацию они получают из интернета и социальных сетей (85% молодёжи в России сидят в соцсетях ежедневно). Мессенджеры и видеохостинги популярны среди двадцатилетних, и судя по статистике АКАР, их предпочтения довольно стабильны: самые распространенные мессенджеры в России — WhatsApp, Viber и Telegram (ожидаемо), а абсолютный лидер среди видеохостингов — YouTube (на этом сервисе юные пользователи обычно проводят от 40 минут в день). Помимо всем известного Instagram признание молодого поколения завоевал TikTok — приложение из Китая, в котором подростки проводят в среднем 13 минут в день.

Реклама — зло?

Реклама раздражает молодежь и представляется им бессмысленной. Несмотря на стереотип о плохо развитом критическом мышлении, они скептически относятся к отзывам о продукции от людей, которых не знают (речь не только о личном знакомстве — например, подписка на известного блогера также дает ощущение персонального контакта). Молодежь часто использует блокировщики рекламы — согласно исследованиям eyeo, такими программами ежедневно пользуются 23% молодых людей в возрасте от 16 до 24, и ещё 23,4% используют его время от времени.

Важный момент: именно агрессивность, создаваемый рекламой информационный шум и прессинг вызывают у поколения Z протест. По результатам опроса Harris Poll, уже сейчас около 56% миллениалов и представителей поколения Z сократили (в редких случаях — и вовсе прекратили) свою активность в социальных сетях из-за их заспамленности нарочитой рекламой.

«Зеты» готовы платить за контент

Чтобы не тратить время на просмотр рекламы в обмен на «бесплатность» видео, «зеты» покупают подписку на стриминговые сервисы и онлайн-кинотеатры — в основном это Netflix, ivi, Megogo и Амедиатека. Статистика показывает, что молодёжь платит за контент гораздо охотнее, нежели представители старших возрастных групп.

Желание избавиться от рекламы — не единственная мотивация купить подписку. Для «зетов» это еще и способ поддержать любимые медиа или платформы. К краудфандингу (открытому сбору средств в интернете. — Esquire) молодое поколение также относится намного лояльнее — 66% из них готовы материально поддерживать интересные для них проекты, в то время как людей среднего возраста, готовых помочь «донатом», около 46%. Это показывает, что отношение «зетов» к ценности чужого труда более осознанное.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Новый черный: 7 подростковых романов, которые стоит прочитать взрослым

Евгения Шамис, специалист по теории поколений, — о поколении Z, страхах и агрессии двадцатилетних и Грете Тунберг

"Я в политику не лезу. Это грязно": интервью с 25-летним GONE. Fludd — новой суперзвездой российской рэп-сцены