Что случилось?

3 февраля 18-палубному судну Diamond Princess, который возвращался из двухнедельного круиза, не позволили войти в порт в японском городе Иокогама. Выяснилось, что один из пассажиров, 80-летний мужчина, сошедший на берег в Гонконге 25 января, был заражен коронавирусной инфекцией. Судно находится на рейде в водах рядом с портом — по решению местных властей с 5 февраля его поставили на двухнедельный карантин.

Покинувший судно пассажир обратился к врачам 1 февраля. Известно, что во время круиза его состояние было в норме — он не испытывал каких-либо симптомов, а потому не обращался за медицинской помощью. В настоящее время жизнь мужчины вне опасности, его состояние стабильно, а ни у кого из родственников, сопровождавших его в путешествии, признаков болезни не обнаружено.

На борту Diamond Princess на момент объявления карантина находилось 2666 пассажиров из 50 стран и 1045 членов экипажа. Большая часть путешествующих — жители Японии.

Diamond Princess должен был отправиться в следующий круиз 4 февраля. Рейс отменили: компания обещала компенсировать каждому пассажиру стоимость билетов, а также выделить сумму, равную стоимости этого круиза, на будущие путешествия.

Carl Court / Getty Images

На судне кто-нибудь заболел?

4 февраля врачи, поднявшиеся на борт Алмазной принцессы, обследовали всех пассажиров, а у 273, наиболее тесно контактировавших с зараженным мужчиной, а также имевших те или иные простудные симптомы, были взяты анализы на коронавирус. Одним из них оказался американец Кент Фрейжер. Он рассказал Time, что их с супругой попросили пройти в отдельную каюту, где у них взяли мазки из горла. Никаких симптомов заболевания у мужчины нет.

Фрейжер и его жена Ребекка часто участвовали в вечерних викторинах, проводимых на борту. Это подразумевало контакт с другими пассажирами. «Мы передавали туда-сюда карандаши и бумагу и шептали друг другу ответы», — объясняет он.

Уже в первый день обследования коронавирусная инфекция подтвердилась у 9 пассажиров и 1 члена экипажа, следующий день принес информацию еще о 10 заболевших. По состоянию на утро 8 февраля было выявлено 64 заболевших. Всех их на катере береговой охраны отправили на берег и разместили в одной из больниц префектуры Канагава.

Анонимный источник в министерстве здравоохранения, труда и благосостояния Японии пояснил, что тесты на коронавирус были взяты только у тех, кто попал в группу риска — пассажиров, общавшихся с заболевшим, и тех, у кого были выявлены симптомы заболевания. По его словам, это связано с тем, что за двухнедельный период карантина просто невозможно обследовать всех пассажиров лайнера.

Reuters

Пассажиры заперты на две недели в корабле. Что они делают?

На Diamond Princess есть каюты самого разного класса — от достаточно скромных, где отсутствуют окна, до роскошных сьютов, оборудованных балконами и гидромассажными ванными. Всем пассажирам предлагаются развлечения на борту: бассейны, теннисный корт, поле для гольфа, театр, казино, детский клуб, художественная галерея, ночной клуб, библиотека, множество магазинов, кафе и ресторанов.

Отправившиеся в круиз пассажиры, которые в течение поездки пользовались всеми возможностями лайнера, сейчас вынуждены обходиться без развлечений. В первые два дня им было абсолютно запрещено покидать свои каюты — за соблюдением порядка следили члены экипажа. Тем, кто путешествовал в каютах без окон пришлось особенно тяжело. Через два дня после объявления карантина Министерство здравоохранения Японии разрешило пассажирам прогуливаться по палубам. Гулять можно под надзором карантинных специалистов: не более полутора часов, на расстоянии метра друг от друга.

Кроме того, всем пассажирам раздали одноразовые маски, перчатки и электронные градусники — в том случае, если температура превысит 37,5, необходимо обязательно сообщить об этом врачам.

Безусловно, пассажиры столкнулись с бытовыми трудностями, не говоря уже о том, что они обходятся без включенных в стоимость круиза услуг — уборки и смена белья и полотенец. Как рассказал британец Дэвид Эйбел, путешествующий вместе с женой, в лайнере возникли перебои с питанием, нехваткой питьевой воды и опресненной воды для душа. Мужчина создал закрытую группу в Фейсбуке для пассажиров судна, а для всех остальных регулярно публикует в своем аккаунте новости.

Издание Business Insider приводит слова женщины, согласившейся назвать только свое имя — Шеннон. Она вместе с мужем и дочерью отправилась в круиз впервые и не исключает, что это ее первый и последний круиз. Женщине пришлось запасать еду и экономить воду, так как она не была уверена в том, что провизии и запасов пресной воды хватит.

Некоторые пассажиры с трудом получили от обслуживающего персонала кусочек мыла, чтобы постирать свою одежду, начали использовать соль вместо закончившейся зубной пасты, а также страдают от недостатка мебели в каюте, из-за чего есть приходится по очереди. Пассажиры одной из кают вывесили японский флаг, на котором было написано «лекарств нет». Руководство судна обещало собрать данные о лекарствах, которые требуются пассажирам и предоставить необходимые препараты.

Представители компании сообщили, что стараются изо всех сил сделать период карантина менее мучительным для пассажиров. Так, телевизоры в каютах стали показывать 8 дополнительных каналов, а зрителям доступно более 80 новых фильмов на разных языках. Пассажирам предоставляют доступ в интернет, прессу на 36 языках, напечатанные кроссворды, викторины, игры и раскраски, а также специальные наборы с игрушками и сладостями для детей.

Пассажиры, рассказывающие о ситуации в социальных сетях, сравнивают еду с больничным питанием. Например, американка Тэмми Смит написала, что 5 февраля завтрак состоялся лишь в час дня — пассажирам предложили йогурт и фрукт, через час подали обед — сэндвич с индейкой. Впрочем, некоторые пассажиры отмечают, что ситуация с питанием улучшается с каждым днем.

Большинство пассажиров, которые согласились пообщаться со СМИ или поделились своим мнение в социальных сетях, расстроены случившимся. Они не рассчитывали на то, что проведут на лайнере месяц вместо двух недель: люди должны были вернуться на работу или добраться до следующих пунктов своего путешествия.

Семейная пара из США, записавшая видео для Time, отмечают, что «в целом обстановка на судне спокойная: никто не плачет и не кричит. Выходить из кают запрещено, а потому вокруг очень тихо». Больше всего их пугает неизвестность — они не знают, что будет происходить дальше и когда они отправятся домой. Другие же сравнивают круизный лайнер с плавучей тюрьмой. Многие подробности пассажиры, запертые в каютах, узнают из новостных выпусков и постов в социальных сетях.

Действительно ли нужен карантин?

Министерство здравоохранения Японии сообщило, что карантин установлен как минимум до 19 февраля. Не все эксперты считают принятые меры оправданными. В настоящее время круизное судно Diamond Princess является самым массовым очагом коронавируса за пределами материкового Китая.

Японский Минздрав и руководство круизной компании приняли такое решение, чтобы не допустить распространения вируса сошедшими с борта корабля пассажирами. Соблюдение командой и пассажирами мер безопасности, снижающих риск передачи инфекции, а также дезинфекция всех помещений судна — действительно эффективные меры, рекомендованные для борьбы с вспышками гриппа и других ОРВИ на борту круизных судов.

Карантин объявляют, хотя и не всегда: необходимость в нем и продолжительность зависят от выявленного на борту заболевания. Снятие карантина возможно по истечении инкубационного периода при условии, что ни у кого на судне нет симптомов болезни, а новые заболевшие отсутствуют.

Associated Press / East News

Майкл Мина, специалист по изучению инфекционных заболеваний из Гарвардской школы общественного здравоохранения, поясняет, что карантин в данном случае скорее направлен не на сохранение здоровья пассажиров лайнера, а на то, чтобы не допустить передачи коронавируса жителям Японии из-за контакта с кем-то из сошедших на берег инфицированных пассажиров.

«Я считаю, что разрешить людям сойти на берег было бы правильным решением. Это, при соблюдении ряда правил, снизит риск заражения вирусом тех, кто еще не был в контакте с заболевшими. Уже сейчас в некоторых странах доставленные из Уханя люди, которые возможно были в контакте с носителями вируса, находятся на карантине в специально отведенных для этого местах на территории своей страны», — говорит Мина.

Карантин, длящийся 14 дней, подразумевает, что за это время не будет новых заразившихся, считает он. Если же они появятся, то период изоляции людей на лайнере может быть увеличен.

Associated Press / East News

Эпидемия в круизах

Diamond Princess — не единственный лайнер, столкнувшийся с проблемами из-за нового коронавируса. Из-за страха распространения инфекции судно MS Westerdam отказались принять в четырех портах в Японии, на Тайване, Филиппинах и Гуаме. Сейчас на лайнере находится около 2000 человек. На сайте компании Holland America, которой принадлежит судно, сообщается, что корабль не находится на карантине. Ни у кого из пассажиров и членов команды новый вирус не обнаружен, отсутствуют и симптомы заболевания. Куда поплывет MS Westerdam и где сможет пришвартоваться, пока не сообщается.

5 февраля в Гонконг вернулся круизный лайнер World Dream: он не смог пришвартоваться у берегов Тайваня из-за того, что у 8 сошедших на берег пассажиров подтвердился коронавирус, а более чем у 30 членов экипажа были обнаружены простудные симптомы (тесты на коронавирус оказались отрицательными). Специалисты Центра охраны здоровья при Министерстве здравоохранения Гонконга занимаются обследованием пассажиров и команды: сейчас на судне находится более 3600 человек. Ни у кого возбудитель инфекции пока не обнаружен, однако судно также помещено под карантин, сроки которого не уточняются.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

"Черный лебедь": 9 вопросов о коронавирусе, ответы на которые интересуют всех

В Китае от коронавируса умерла гражданка США. Это первый случай гибели иностранного гражданина с начала эпидемии

Фото: как выглядит больница для 1000 зараженных коронавирусом, которую построили в Китае всего за 10 дней